Работа УИК по информированию избирателей и осуществлению контроля за соблюдением правил предвыборной агитации. Информирование избирателей: правовая основа, цели, принципы, сроки информирования


Осуществления контроля за соблюдением правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка

Важно, что участковые избирательные комиссии не вправе заниматься агитационной деятельностью, а занимаются только контролем за соблюдением правил предвыборной агитации на выборах. 
К формам контроля относятся:
 - обход территории избирательного участка. 
- проверка места размещения агитационной продукции.
Агитационные плакаты, листовки, буклеты и т.п. могут быть размещены на стендах в специально отведенных для этой цели органами местного самоуправления местах. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, организующей выборы, не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места (специальное место) для размещения печатных предвыборных агитационных материалов. 
Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную информацию. Участковым избирательным комиссиям следует получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения указанных агитационных материалов. 
Формы агитационной продукции обязательно должны быть представлены в комиссию, организующую выборы и должны соответствовать следующим требованиям, а именно:
- содержать сведения об оплате из средств избирательного фонда;
- содержать сведения о количестве экземпляров и № тиража;
- содержать информацию о производителе, кто изготовил продукцию, какая типография.
А также агитационные материалы
- не должны содержать призывов к расизму, национализму, и экстремизму
Вышеуказанные агитационные материалы могут быть размещены в других местах при соблюдении следующих установленных Федеральным законом условий: печатные предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев (договора с собственниками, владельцами) указанных объектов и на их условиях. Размещение указанных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, без взимания платы.
Что касается запрета на размещение агитационных материалов, то в пункте 8 статьи 54 Федерального закона \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации\" как раз содержится информация о запрете на вывешивание (расклейку, размещение) печатных предвыборных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В случае если агитационные материалы размещены с нарушением указанных требований, участковая избирательная комиссия должна зафиксировать факт нарушения путем фото или видео съемки, составить протокол, изъять агитационный материал, принять решение участковой избирательной комиссии, немедленно поставить в известность вышестоящую избирательную комиссию и обратиться в правоохранительные органы, органы государственной власти для пресечения нарушений закона. 
Участковые избирательные комиссии четко должны знать какой агитационный материал был заявлен, а какой распространяется на территории избирательного участка. В том случае, если распространяется агитационный материал, который не был заявлен в комиссию, организующую выборы, участковая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы для пресечения нарушения, соблюдая при этом вышеперечисленные действия.